1 декабря 2013 г.

Палео-диета. 4 месяца спустя

Итак прошло чуть больше 4 месяцев с тех пор, как я стал придерживаться диеты "пещерного человека" или палео-диеты.

Перешел я на нее, потому что хотел отрегулировать свой холестерин. Приятным побочным эффектом диеты стало значительное похудение. Неприятным - холестаз.

Почти каждый месяц я стараюсь сдать анализ крови на холестерин - липидограмму. А также взвешиваюсь. И сравниваю результаты с предыдущим месяцем и также начальным днем диеты.

На данный момент результаты у меня положительные, но не полностью как бы хотелось. Особенно в плане холестерина. Поэтому меня все еще одолевают противоречивые чувства. Но я буду дальше придерживаться диеты - это точно.

А теперь об объективных результатах.


(Ради сохранения приватности своей личной информации абсолютные цифры я не привожу, но привожу относительные цифры - относительно начала диеты и прошлого месяца.)

Результат 1: Вес еще немного уменьшился


Если сравнивать с предыдущим месяцем, то вес у меня не сильно уменьшился. Можно его уменьшение объяснить и колебаниями в пределах +/- 1 кг в течение нескольких дней.

Тем не менее, по факту, если сравнить с весом который я отметил месяц назад и весом сегодня, то он снизился на 1,3 кг.

Всего за 4 месяца диеты мой вес снизился больше, чем на 10 кг. Это позитивный результат.

Нужно отметить, что снижение веса проходило неравномерно. Через месяц - 3,5 кг. Через два - еще 4,5 кг. Через три - почти не снижался. Через четыре - больше 1 кг.

У моей жены, которая уже больше двух месяцев на палео-диете, снижение веса происходит по другому: первый месяц - вообще не снижался, второй месяц - около 4 кг.

В любом случае можно уверенно сказать, что палео-диета снижает вес.

Для обычного человека это может показаться странным, потому что палео-диета - это в основном много белков (мясо, яйца, иногда орехи), жиров (но только определенного типа), не так много овощей и ограниченно - фруктов. Но это тема другого сообщения. Не буду вдаваться в подробности сейчас.

Результат 2: "Хороший холестерин" увеличился, индекс атерогенности снизился


С холестерином не так все однозначно. Но результаты, в общем-то, обнадеживают.

Месяц назад я не сдавал кровь на холестерин, поэтому буду сравнивать а) с начальным результатом (перед диетой) и б) с результатами примерно 2 месяца назад.

Во втором и третьем столбце указано насколько увеличилось (+) или уменьшилось (-) значение по сравнению с указанными другими результатами (единицы измерения - ммоль/л).

Показатель по сравнению
с результатами
на начало диеты
по сравнению с
результатами
2 месяца назад
Холестерин общий + 0.05 + 0.41
Триглицериды - 0.96 - 0.29
Липопротеиды высокой плотности ЛПВП (HDL) + 0.35 + 0.31
Липопротеиды низкой плотности ЛПНП (LDL) - 0.19 + 0.11
Холестерин пре-бета-липопротеидов - 0.44 - 0.13
Холестерин бета-липопротеидов + 0.14 + 0.23
Индекс атерогенности - 1.31 - 0.78

Теперь подробнее по показателям.

Общий холестерин - этот показатель можно игнорировать, так как он ни о чем не говорит, только то, что разные виды холестерина в сумме выросли. Для этого и делается липидограмма, чтобы знать подробности о разных видах.

Триглицериды - как видите, тенденция к уменьшению. Их, кстати, относят (не знаю правильно или нет), к "плохому холестерину". В любом случае - чем их меньше, тем лучше. У меня они, кстати в норме.

Липопротеиды высокой плотности ЛПВП (HDL) - это т.н. "хороший холестерин". Чем его больше, тем лучше. Потому что он выводит "плохой холестерин" из сосудов и тканей. Как видите, он у меня вырос, и почти достиг нормы.

Липопротеиды низкой плотности ЛПНП (LDL) - это т.н. "плохой холестерин". Чем его меньше, тем лучше. После снижения после первого месяца диеты, он начал увеличиваться. Ниже я объясню, что я думаю насчет причины. И если по сравнению с началом диеты он уменьшился, то по сравнению с результатами после 2 месяцев диеты - он увеличился. Должен отметить, что он пока у меня нормы не достиг.

Холестерин пре-бета-липопротеидов - если я не ошибаюсь, то его относят тоже к "плохому холестерину", т.е., чем его меньше, тем лучше. Тенденцию вы видите. Снижается. Но он был в норме с самого начала и остается в норме.

Холестерин бета-липопротеидов - относится к "плохому холестерину". Чем его меньше, тем лучше. Опять же на пару с ЛПНП, после первого месяца диеты он снизился, но после второго - появилась тенденция к увеличению. Но он был в норме с самого начала и в пределах нормы увеличивается пока.

Индекс атерогенности - это вычисляемая величина как и величина "Общий холестерин", но в отличие от последнего, который ничего полезного вам не сообщает, именно этот показатель - "Индекс атерогенности" - говорит о рисках для здоровья. Чем он меньше, тем лучше. Он у меня снижается, как видите. Нормы он еще не достиг, но если тенденция сохранится, то это произойдет скоро.

Еще про холестерин


Все что я пишу ниже - это мое личное мнение неэксперта.

Как вы видели выше, плохой холестерин по некоторым показателям у меня увеличился, а по некоторым уменьшился. А увеличение хорошего холестерина практически компенсирует наличие плохого холестерина. Как я уже говорил, хороший холестерин выводит плохой из стенок сосудов и тканей (так утверждает современная медицина).

Еще момент. ЛПНП синтезируется печенью, они не поступают в организм из еды. Поэтому осмелюсь предположить, что определенный уровень "плохого холестерина" в крови зависит от особенностей организма вообще (наследственность) и особенностей работы печени (что-то провоцирует ее производить больше или меньше ЛПНП в разное время).

Поэтому логичнее было бы не пытаться манипулировать уровнем ЛПНП, воздействуя на печень, обычно с помощью лекарств, а манипулировать уровнем ЛПВП, воздействуя на него диетой.

Так как у меня есть данные за 4 месяца диеты, я также отмечаю такие моменты:
  1. В первый месяц диеты я придерживался ее более строгого варианта (много белков, жиров и овощей, мало фруктов, и почти никаких орехов.)
  2. Далее во второй месяц я начал увлекаться фруктами, которые в палео-диете рекомендуется есть ограничено. (Фруктоза считается довольно-таки неполезной для организма - обычно страдают печень и почки.) Кроме того я принимал лекарства, которые содержали глюкозу или ее варианты, крахмал и т.п., что при соблюдении диеты я употреблять не должен.
  3. Начиная с третьего месяца диеты и до сих пор я начал увлекаться орехами, которые тоже в палео-диете следует есть ограничено - из-за большого количества Омега-6 в них, а также из-за нехорошей комбинации из углеводов и жиров (которые в них присутствуют наряду с белками).
  4. Последнюю неделю я значительно уменьшил количество поедаемых фруктов и орехов, т.е. возвращаюсь к строгости диеты первого месяца.
Получается по показателям холестерина, хорошие тенденции были после первого месяца диеты. А это совпадает с периодом ее строгого соблюдения (орехи я практически не ел, а фрукты ел по минимуму).

А вот противоречивые тенденции с холестерином, а также холестаз, случились у меня когда я начал расширять диету за счет фруктов, а далее и орехов.

Повторюсь, что в палео-диете фрукты и орехи не запрещены, но есть их рекомендуется в ограниченных количествах.

Выводы


Положительные тенденции с весом сохранились, но уже не такие быстрые.

С холестерином - на первый взгляд не все так просто, но при детальном рассмотрении - результаты можно считать более-менее положительными.

Вывод: буду придерживаться диеты дальше. Но в этот раз хочу опять уменьшить количество фруктов и орехов в диете и посмотреть результат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий