12 июня 2013 г.

Почему после обеда хочется спать и что с этим делать?

Сразу скажу. Во-первых, я имею в виду прием пищи, а не время - я не разделяю мнения, что у человека к 12-13-14 часам дня наступает некий спад. Причина - питание.

Во-вторых, я лично не страдаю от такой проблемы. Ниже объясняю почему. Однако если это вдруг происходит, то я ее быстро решаю. Ниже объясняю как.

В-третьих, это мой личный опыт и в вашем случае может не сработать. Ведь я опираюсь на свои собственные наблюдения, и на свои собственные решения. Но почему-то мне кажется, что сработает, так я имел возможность проверить это на других :).

НО! В-четвертых, если вы решите воспользоваться советами ниже, делайте это на свой страх и риск.

Так почему же после приема пищи в обеденное время так хочется спать? И как с этим бороться?


Кто виноват?


Так получилось, что я нередко экспериментировал с различными диетами, и последнее время стараюсь придерживаться низкоуглеводной диеты. Что это за диета - объяснять не буду.

Так вот, когда я ел все подряд, после обеда я всегда хотел спать. Это просто наказание какое-то. Нужно мозг включать, а он отключается, глазки закрываются, уши перестают слышать... Ну, вы в курсе.

А вот когда я свел употребление углеводов к разумному минимуму, то я перестал страдать от этого. Почему?

Кроме кислотоно-щелочного, водно-солевого и кучи других балансов, в организме здорового человека есть еще т.н. "углеводный" баланс. Грубо говоря, когда уровень глюкозы (известный в народе как "уровень сахара") в крови поднимается выше нормы, здоровый организм пускает в ход инсулин.

Инсулин уровень сахара понижает. Механизм описывать тоже не буду.

Так вот, понижает он не всегда к норме, а часто именно ниже нормы. А пониженное содержание глюкозы в крови приводит к целому ряду интересных симптомов, и в медицине даже считается более опасным, чем повышенное содержание глюкозы.

Одним из признаков пониженного содержания глюкозы в крови как раз и является сонливость.

Получается, что излишнее содержание углеводов, особенно сложных, в еде, может привести к резкому снижению глюкозы в крови - из-за инсулина, из-за того что организм пытается восстановить углеводный баланс. Ведь сложные углеводы (картошечка, кашка, хлеб и т.п.), как вы знаете, в конце концов раскладываются на простые сахара, т.е. грубо говоря нашу глюкозу, а она попадает в кровь.

С другой стороны, слишком плотный и обильный обед даже с низким содержанием углеводов или без углеводов тоже, по моему опыту, может снизить сахар в крови. Почему? Потому что для переваривания такой пищи нужна энергия. А глюкоза в крови - это самое первое, что организм будет использовать для восполнения энергии.

Что делать?


Поэтому напрашиваются два возможных способа борьбы с послеобеденной сонливостью:
  1. Не злоупотребляйте углеводами и сахарами, особенно во время обеда. Съедите выше своей  нормы - запустите механизм понижения уровня сахара в крови, и можете его опустить ниже нормы - захочется спать.
  2. Не переедайте. Если съедите больше, чем у организма "под рукой" энергии для переваривания - он воспользуется глюкозой в крови - упадет уровень сахара - захочется спать.
Редко, но бывает, что меня в сон бросает после обеда или ужина. Я обычный человек и ничто человеческое мне не чуждо: то просто переем, то сладкого переем, то хлебо-булочных изделий переем - и сон тут как-тут: баиньки-баю... :)

В этом случае я поступаю так: я просто съедаю маленькую конфетку - типа карамельки. И сон как рукой снимает. То есть еще один способ:
  1. Съешьте что-нибудь сладкое в небольшом количестве.
Так как мы выше выяснили, что сонливость наступает в результате снижения глюкозы в крови (из-за инсулина или из-за энергетических потребностей переваривания пищи), то логично попытаться эту глюкозу поднять.

Но нужно это сделать аккуратно - маленькой дозой, чтобы заново не запустить механизм понижения сахара в крови - инсулином. И лучше это делать моносахаридом (то есть простым сахаром), который раскладываться на составные уже не будет, а будет просто сразу усваиваться организмом.

Ложка сахара или маленькая конфета неплохо справляется с задачей в этом случае. Предполагаю, что у каждого человека свой минимум "дозы" анти-сна. :)

Напомню: я здесь описываю свой личный опыт. И в вашем случае может не сработать либо вызвать нежелательные/опасные последствия. Экспериментируйте на свой страх и риск. Всегда консультируйтесь с врачами (я не врач). И не пробуйте экспериментировать, если у вас организм не здоров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий